Общее описание инновационного продукта
Продукт на конкурс «Образовательные инновации Невского района Санкт-Петербурга»
Инновации в области воспитания
- Инновационный образовательный продукт по ознакомлению детей дошкольного возраста с национальными традициями. Методическая разработка «Годовой круг праздников: знакомим дошкольников с народными традициями в детском саду».
- Авторский коллектив:
Иванова Галина Владимировна – ГБДОУ детский сад № 131 компенсирующего вида Невского района Санкт-Петербурга, заведующий;
Кашицына Ирина Викторовна – ГБДОУ детский сад № 131 компенсирующего вида Невского района Санкт-Петербурга, воспитатель
Полякова Наталья Александровна – ГБДОУ детский сад № 131 компенсирующего вида Невского района Санкт-Петербурга, старший воспитатель
Захарова Людмила Николаевна – ГБДОУ детский сад № 131 компенсирующего вида Невского района Санкт-Петербурга, учитель-логопед
Логвинец Галина Алексеевна – ГБДОУ детский сад № 131 компенсирующего вида Невского района Санкт-Петербурга, воспитатель
Научный руководитель: Калабина Инна Александровна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры возрастной психологии и педагогиги семьи института детства РГПУ им.А И. Герцена,
- Основная идея продукта инновационной деятельности
Целью Федеральной образовательной программы дошкольного образования является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций. Приобщение детей к национальным традициям требует кропотливой и разносторонней работы. Практический опыт показал, что дошкольникам бывает сложно донести название тех или иных предметов быта, содержание определённых традиций и примет, смысл фольклорных произведений. Поэтому основной идей нашей методической разработки является подход, позволяющий объединить и донести все необходимое содержание в доступной, привлекательной и запоминающейся для ребенка дошкольного возраста форме - в форме праздника. Методическая разработка составлена в логике календарного круга народных праздников. Каждый месяц мы рассказываем детям об одном празднике в соответствии с народным календарём. Для каждого праздника представлено подробное описание занятия. На занятиях дети погружаются в мир русских народных праздников, традиций, основ жизненного уклада и народного творчества.
Глоссарий:
Годовой календарный круг — это народный календарь, соединяющий в себе праздники земледельческого, православного и государственного календаря. Это — годовой цикл обрядов и песен, совокупность духовной жизни славянских народов России.
Духовно-нравственное воспитание - педагогически организованный процесс усвоения и принятия базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей.
Праздник - противопоставленный будням отрезок времени, характеризующийся радостью и торжеством, выделенный в потоке времени в память, или в честь кого или чего-либо, обладающий сущностной связью со сферой сакрального, отмечаемый в культурной традиции как институционализированное действо, которое обеспечивает его участникам максимальную причастность к этой сфере.
Традиции - элементы социального или культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в социальных группах в течение длительного времени.
Обоснование отнесения продукта инновационной деятельности к номинации.
Ориентация образовательных программ ДОО на сохранение этнокультурных особенностей, традиций народов РФ в условиях многонационального государства провозглашена в Концепции развития дошкольного образования до 2030 года как один из важных принципов государственной политики в сфере дошкольного образования. Приобщение дошкольников к духовно-нравственным ценностям, к традициям и культуре своей страны является основой формирования культурной и гражданской идентичности подрастающего поколения. Предлагаемое содержание, формы и методы работы делают этот процесс естественной частью жизни ребенка-дошкольника, становятся элементами повседневной культуры его семьи, формируют важные ценности: уважение и любовь к природе, семейные ценности, трудолюбие, дружба, духовность.
Необходимое ресурсное обеспечение при применении инновационного образовательного продукта
Группа ресурсов: информационно-методические
Размещение методической разработки «Годовой праздничный круг как форма организации работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с народными традициями» в свободном доступе на сайте ГБДОУ детского сада.
Публикация методической разработки «Годовой праздничный круг как форма организации работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с народными традициями» на ресурсах профессиональной педагогической периодики, электронных методических ресурсах.
Группа ресурсов: материально-технические
Наличие помещений для проведения цикла занятий (площадки, при условии занятий на улице).
Инновационный образовательный продукт не требует привлечения дополнительных материально-технических условий для своего внедрения, поскольку методическая разработка «Годовой праздничный круг как форма организации работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с народными традициями», представляет собой готовый цикл занятий и может применяться педагогами в ОУ.
Обоснование инновационности продукта
Анализ методических разработок и публикаций по теме ознакомления с народными традициями показывает, что они преимущественно ориентированы на работу с более старшим возрастом (Некрылова А.Ф. Русский традиционный календарь. СПб.: Пальмира, 2017; Панкеев И.А. Традиции русского народа, М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002), либо рассматривают один из аспектов работы (Аллаева З. М. Эстетическое воспитание дошкольников с помощью песен и танцев // Наука, техника и образование. 2021. №2-1; Волкова Е. В. Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников через проектную деятельность, знакомство с русским народным промыслом - «Гжель» // Сборник материалов конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. №5 и т.д.).
Пособия, предлагаемые для работы с детьми дошкольного возраста, ориентированы на планирование работы в данном направлении (Ботякова О. А. Детский народный календарь. Солнечный круг: в помощь педагогам дошкольных образовательных учреждений : [5-7 лет] Спб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2021). В нашей методической разработке предлагается полное описание всех представленных праздников на доступном для детей дошкольного возраста языке, частушки к празднику, напевы, , заклички (часть фольклорного материала собрана автором пособия лично в поездках по Ленинградской области и ранее не публиковалась в других источниках), описание народных игр, список художественных произведений, описание необходимых атрибутов (костюмы, предметы быта, музыкальные инструменты) и мастер-классы по теме праздника. Для каждого праздника подготовлено достаточное количество демонстрационного материала, с которым дети в конце занятия могут взаимодействовать, играть.
Инновационность продукта обеспечивается междисциплинарным подходом к его разработке и внедрению: поддерживает интеграцию знаний из разных областей, охватывая музыку, искусство, народное творчество, литературу, подвижные игры и проектную деятельность, что способствует более глубокому пониманию народных традиций.
Технологии внедрения
Основной способ внедрения разработанного продукта «Годовой круг праздников: знакомим дошкольников с народными традициями в детском саду» предполагает последовательное использование всех предлагаемых праздников в течение календарного года. Такой подход позволяет создавать целостную картину народных традиций в соответствии с природными и этнокультурными особенностями региона.
При полном, последовательном использовании разработки, педагог ДОО знакомится с предлагаемым фольклорным и музыкальным материалом, отбирает художественные произведения из предлагаемого перечня, ориентируясь на специфику учреждения и контингента детей воспитанников и возможности привлечения к работе музыкального руководителя, инструктора по физической культуре. Такой подход позволяет педагогу обогатить практику работы в приобщении детей к народной культуре с опорой на содержание методической разработки.
Также возможно точечное внедрение разработанного продукта: использование сценариев конкретных праздников и мастер-классов в зависимости от запроса образовательной организации и/или профессиональных дефицитов самого педагога. Данный подход позволит педагогу уверенно овладеть необходимыми элементами, заложив основу для расширения своей практики работы по ознакомлению дошкольников с народными традициями.
Описание эффектов, которые получены от внедрения продукта инновационной деятельности, и их корреляции с национальными целями и стратегическими задачами развития образования в Российской Федерации.
Внедрение разработанного продукта «Годовой круг праздников: знакомим дошкольников с народными традициями в детском саду» позволяет достичь следующих эффектов:
- формирование культурной идентичности подрастающего поколения, через освоение культурного наследия и духовно-нравственных ценностей народа;
- обогащение духовного мира подрастающего поколения, формирование таких ценностей как уважение и любовь к природе, семейные ценности, трудолюбие, дружба, духовность;
- развитие патриотических чувств детей;
- расширение научно-методических подходов к знакомству детей дошкольного возраста с народными традициями;
- обогащение методов работы по приобщению детей дошкольного возраста к народной культуре в дошкольной образовательной организации.
Получение перечисленных эффектов коррелирует со стратегическими задачами, обозначенными в следующих документах:
Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей". Разработанный продукт направлен на сохранение и укрепление российских традиционных духовно-нравственных ценностей.
Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2014 № 1618-р. Разработанный продукт направлен на формирование духовно-нравственных, этических ценностей, основанных на уважении к предкам, к людям старшего поколения. Вовлечение родителей в проводимые мероприятия способствует укреплению семейных традиций, формированию культуры праздника на уровне семьи.
Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 (ред. от 08.12.2023) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования". Одной из задач образования является разностороннее развитие ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций. Разработанный продукт предлагает систему работы, основанную на духовно-нравственных ценностях российского народа, с учетом возрастных особенностей детей.
Указ Президента Российской Федерации от 08.05.2024 №314 «Об утверждении Основ государственной политики РФ в области исторического просвещения» провозглашает цель формирование общероссийской гражданской идентичности и укрепление общности Русского мира на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей. Разработанный продукт направлен на сохранение и укрепление российских традиционных духовно-нравственных ценностей.
Разработанный продукт соответствует стратегическому вектору развития системы образования Невского района Санкт-Петербурга «Семья и традиции», проект «Диалог традиций».
Возможные риски при использовании инновационного образовательного продукта в других образовательных организациях и пути их преодоления
Риски |
Пути преодоления |
Риск насыщенности мероприятиями для воспитанников, многообразия дат и праздников. |
Четкое планирование работы с соотнесением тематики работы, дат светского и народного календаря. |
Риск профессиональных дефицитов у педагогов в организации работы по ознакомлению с народными традициями. |
Организация рабочих групп из числа заинтересованных педагогов дошкольной образовательной организации с привлечением внешних специалистов из числа социальных партнеров. Проведение просветительских мероприятий для педагогов. |
Риски ограниченности инфраструктуры и материально-технического обеспечения процесса по ознакомлению с народными традициями в дошкольной образовательной организации. |
Привлечение инфраструктуры социальных партнеров. Организация работы с родителями и педагогами по созданию пособий и материалов необходимых в работе. Привлечение родителей для использования семейных архивов и реликвий при проведении праздников. |
Риски низкой заинтересованности родителей в ознакомлении детей с народными традициями. |
Возможность усилить интерес родителей на основе изучения индивидуальных запросов и интересов. Мотивация родителей через совместное проживание положительных эмоций совместно с ребенком во время праздников и мастер-классов. Первоначально родители могут приглашаться только как «пассивные» участники. Наличие психотерапевтического эффекта для детско-родительских отношений в атмосфере праздника, мотивирует их на последующую помощь педагогу и ребенку, включенность в совместную работу. |